Форматы любительского кино

На рынке любительского кино основным критерием была стоимость производства фильма. Для любительской съемки кинопленка 35 мм обычно резалась вдоль на две или три полосы - нестандартный размер, или как его называли в Германии "Маленький фильм" ("Schmalfilm"). Первая демонстрация такого фильма была в Англии (Robert Paul & Birt Аcres) в 1899. Их камера (Birtac), которая одновременно являлась и проектором, использовала кинопленку 17 мм фильм с односторонней перфорацией. В том же году была продемонстрирована технология Биокам (Biokam), 17 мм с центральной перфорацией между кадрами. Развития технология не получила. Прествич (J.A.Prestwich) разработал аппаратуру для пленки 13 мм и продемонстрировал ее также в 1899. Об этой технологии мало что известно.

В 1900 Гамон Демени (Gaumont-Demeny) продемонстрировал аппарат Chrono de Poche с необычным форматом 15 мм. Перфорация пленки была в центре между кадрами. В мире известен лишь один образец этой машины. Тогда же появился аппарат Мирограф (Mirograph) в котором использовался размер фильма 21 мм. Он имел вместо перфорации боковые прорези с одной стороны.

Более успешен был Генрих Ернеман (Heinrich Ernemann), который в 1903 представил аппаратуру Kino I. Он использовал ту же пленку, что и Биокам. Аппарат Ернемана был универсален и использовался как съемочная камера и проектор. В дальнейшем такой принцип был заимствован американцем Виттнауером (Wittnauer) в аппарате Cine-Twin для пленки 8 мм.

В соединенных Штатах первый проектор, использующий узкий формат пленки был представлен в 1902. Этот домашний проектор использовал карбидную лампу. Назывался он Vitak и использовал пленку 11 мм. Через несколько лет был разработан проектор Иконограф (Ikonograph) для фильмов 17,5 мм с перфорацией в центре.

Спасение фильмов от пожара

Пожар 1897 года в время благотворительной выставки в Париже, уничтожил павильон. Погибли 124 человека. Не удивительно, что немедленно были начаты исследования по замене очень огнеопасной основы кинопленки - нитрата целлюлозы (нитрат целлюлозы составляет основу пороха). В 1908 была разработана негорючая ацетатная пленка. И хотя для любительского кино кинопленка на триацетатной основе стала применяться с того же года, в профессиональном кино она стала равной целлулоиду только в 1950.

В 1912 Эдисон представил безопасную модель домашнего проектора - Кинетоскоп (Kinetoscope). Он также представил новый формат 22 мм. На пленке печатались три колонки кадров: для проекции в прямом-обратном и снова прямом движении. Каждый кадр имел размер 4 на 6 мм. Между колонками кадров - два ряда перфорации. Проектор мог воспроизводить фильмы длиной 10 - 15 м. Эдисон предполагал организовать прокат или продажу фильмов по почте (прототип современных видеотек). Фильмы защищались специальными контейнерами. К сожалению проект Эдисона не нашел промышленного применения.

В 1912 Пате (Pathe) представил безопасный фильм форматом 28 мм. Формат был признан Обществом Киноинженеров (Society of Motion Picture Engineers) как стандартный для портативных проекторов. Во Франции использовалась кинопленка с тремя перфорациями в кадре с левой стороны и одной - справа. Правая боковая перфорация предназначалась для кадровой синхронизации.

Патескоп (Pathescope)

Во время Первой Мировой Войны из Франции в США были ввезены проекторы Виктор (Victor) - безопасные проекторы для домашнего кино. Проекторы использовали кинопленку 28 мм, с тремя перфорациями на обеих сторонах кадра. Партнер Пате - Кок (W.B.Cook) разработал полностью моторизованный проектор - Патескоп (Pathescope). Проектор Пате Кок (Kok) (название соответствовало патентованному логотипу с изображением петуха) был оснащен динамо-машиной. Он мог использоваться в местах где нет электричества - как передвижной. Проектор имел успех. Фильмотека Пате насчитывала 935 фильмов, которые предлагались в аренду для домашнего просмотра.

Первоначально казалось, что формат 28 мм будет принят как стандартный для домашнего кино. Но это оказалось не так. Однако, проекторы Kok являются образцом технологии, в особенности из-за своего внешнего вида, имеющего сходство со старинной швейной машинкой.

Стекло и граммофонная запись

В качестве основы, кроме пленки, эксперименты проводились на целлулоидных и стеклянных пластинках.

 

Наш адрес: Москва, ул.Красная Пресня, д.№44
тел: +7 (903) 589-27-07
©2001-2015 Kinoplenki.net - оцифровка кинопленок на DVD