Кинотехнические термины и определения


Анастигмат (от греч. an- - не, без и астигматизм), фотографический объектив, практически свободный от всех аберраций оптических систем (в т. ч. от астигматизма). Это достигается путём специального подбора линз. Анастигматизм (рис.) широко применяется в технической и художественной фотографии и кинематографии.
Анаморфотная насадка (от греч. anamorphoo — преобразовываю), оптическое приспособление, устанавливаемое перед объективом обычного киноаппарата для сжатия или растяжения изображения в горизонтальной плоскости изменением угла наклона падающих на объектив световых лучей относительно его оптической оси. Анаморфотная насадка позволяет использовать обычную киноаппаратуру и стандартную киноплёнку для съёмки и проекции широкоэкранных фильмов. Простейшая анаморфотная насадка состоит из положительной и отрицательной цилиндрических линз, образующие которых параллельны вертикальной оси кадра (рис.). С такой анаморфотной насадкой при съёмке на обычном кинокадре получается изображение, сжатое по ширине, а при проекции на экран оно растягивается, восстанавливая действительное соотношение размеров снимаемых сцен.
Апланат (от греч. а — отрицательная частица и plane — блуждание, отклонение, ошибка), объектив с оптической системой из 2 симметрично расположенных относительно диафрагмы ахроматических линз (рис.). Апланат свободен от сферической аберрации, хроматической аберрации и дисторсии, но в нём не устранён астигматизм, который, однако, значительно ослаблен. Вследствие простоты конструкции, нетребовательности к точности сборки апланат широко применялся как универсальный объектив с относительным отверстием от 1:8 (редко 1:5). С появлением анастигматов апланат утратили своё значение и выпускаются в незначительном количестве.

Гидротипия (от гидро... и греч. typos — отпечаток), фотографический метод изготовления цветных изображений с применением водорастворимых красителей. Существо метода сводится к субтрактивной трёхцветной печати с окрашенных желатиновых рельефов (матриц). Три цветоделённые матрицы получают химико-фотографической обработкой покрытых тонким светочувствительным желатиновым слоем плёнок. предварительно экспонированных через цветное негативное изображение и последовательно сменяемые три фильтра (красный, зелёный и сине-фиолетовый). В дальнейшем матрицу окрашивают водорастворимым красителем дополнительного цвета к цвету фильтра, с которым она была получена. С матриц голубого, пурпурного и жёлтого цветов последовательно производят контактный оттиск (гидротипный перенос красителя) на бумагу или плёнку, покрытую тонким желатиновым слоем и предварительно увлажнённую для обеспечения диффузии красителя из матрицы в приёмный слой. После проведения трёх точно совмещенных по контуру переносов с матриц на один и тот же слой получают готовое цветное позитивное изображение. Повторным окрашиванием с одного комплекта матриц получают более 100 оттисков. Гидротипия имеет особое значение как метод массовой печати цветных кинофильмов. За границей гидротипия известна под названием «Imbibition process» (процесс впитывания).

Демпфер (от нем. Dampfer - глушитель, от dampfen - заглушать), глушитель, устройство для гашения, успокоения (демпфирования) колебаний или предотвращения механических колебаний, возникающих в машинах и приборах при их работе. Применяются гидравлический и пневматический демпфер в автоматических регуляторах и измерительных приборах, в виде катушек индуктивности в электрических машинах.

Интернегатив высококачественная цветная негативная плёнка, в кинокопировальном процессе является промежуточным звеном между мастер-негативом и прокатными фильмокопиями. Обычно между негативной плёнкой и тиражной копией существует два промежуточных этапа: интерпозитив и интернегатив. На каждом из них создаются многочисленные копии исходного материала, поэтому перед печатью тиражных копий для показа получается большое количество интернегативов, с которых и печатается ещё большее число прокатных копий. Целью этих промежуточных этапов является исключительно увеличение количества негативов для печати прокатных копий (в максимально приближённом к исходному негативу качестве), потому что уникальный исходный негатив не выдержит того количества процессов копирования, которое требуется для современного кинопроката. Промежуточные киноплёнки, как интерпозитив, так и интернегатив, абсолютно идентичны и созданы для получения максимально близких к оригиналу копий в процессе копирования (за исключением того, что копия является инверсией оригинала).

Кино (от греч. kineo - двигаю, двигаюсь), часть сложных слов, указывающая на связь с кинематографией; например, киноискусство, кинотеатр и др.
Кинопроекционный объектив оптическая система для получения на экране увеличенного изображения кадра кинофильма. Одна из основных характеристик качества кинопроекционного объектива - разрешающая способность, оцениваемая визуально числом раздельно различимых линий на 1 мм изображения миры (тест-объекта). В зависимости от конструкции объективы обладают разрешающей способностью до 100 линий на 1 мм в центре и 50—60 линий на 1 мм на краю кадра, коэффициент светопропускания 0,8—0,85. К основным техническим характеристикам кинопроекционного объектива относятся: фокусное расстояние, относительное отверстие и углы поля изображения; первые две характеристики гравируются на гладкой оправе объектива вместе с его названием и заводским номером.
Киноэкран плоская или криволинейная поверхность для рассеивания света от каждого участка спроецированного на него изображения кинокадров в направлении зрителя. При одинаковом рассеивании света во всех направлениях яркость киноэкрана воспринимается одной и той же в любой точке зрительного зала. Яркость изображения обусловлена светотехническими характеристиками киноэкрана и полезным световым потоком кинопроекционного аппарата. Одной из основных светотехнических характеристик киноэкрана является коэффициент яркости, равный отношению яркости его поверхности к яркости абсолютно белой поверхности, имеющих одинаковую освещённость. Другой основной характеристикой, определяющей светорассеяние экрана, является угол рассеяния, то есть угловая зона, в пределах которой коэффициент яркости не ниже 0,5.
Киноустановка комплекс оборудования для демонстрирования кинофильмов. По условиям эксплуатации киноустановки бывают стационарные и передвижные. В состав стационарных киноустановок входят: 1, 2 или 3 кинопроекционных аппарата, комплект звуковоспроизводящего устройства (процессоры, усилители, кроссоверы и т.д.) с громкоговорителями, электросиловое оборудование, вспомогательное оборудование для включения и выключения освещения зрительного зала (темнители света), управления предэкранным занавесом, фильмостаты, перематывающие киноплёнку устройства, бесперемоточные устройства и др. Некоторые кинотеатры оборудуются аппаратурой для автоматизации процесса демонстрирования кинофильмов.
Конденсор (от латинского condense—сгущаю, уплотняю), короткофокусная линза или система линз, используемая в оптическом приборе для освещения рассматриваемого или проецируемого предмета. Конденсор собирает и направляет на предмет лучи от источника света, в том числе и такие, которые в его отсутствие проходят мимо предмета; в результате такого «сгущения» светового потока резко возрастает освещённость предмета.
Контратипирование Контратипирование кинофильма (от контр... и греч. typos — отпечаток), процесс производства фильмокопий с дубликатов негативов - контратипов. Контратипирование применяют при массовом изготовлении фильмокопий, а также фильмокопий, имеющих измененный формат кадра по сравнению с оригинальным кинофильмом, например с фильма на 70-мм киноплёнке 35-, 16- или 8-мм фильмокопий и т. д. При двухстепенном контратипировании сначала изготовляют на дубльпозитивной киноплёнке с негатива фильма промежуточный позитив, затем с него на дубль-негативной киноплёнке — контратип, с которого и печатают фильмокопии. При одностепенном способе контратипирования непосредственно с негатива фильма изготовляют контратип на обращаемой дубльнегативной киноплёнке, а с него ведут печатание фильмокопий. Контратип можно изготовить и с позитива фильма, снятого на обращаемую киноплёнку. В этом случае с оригинального позитива печатание ведут на дубльнегативную киноплёнку. При контратипировании искажается тоновоспроизведение, теряются мелкие детали и увеличивается зернистость изображения; в цветном изображении возникает цветоискажение. Эти дефекты становятся тем сильнее, чем большее число раз был повторен процесс контратипирования.
Киносъёмочный аппарат аппарат для съёмки объектов на киноплёнку через определённые промежутки времени в виде серии последовательных изображений (кинокадров), используемых для создания кинофильма.
Кинопроекционный аппарат кинопроектор (от кино... и лат. projicio — бросаю вперед), аппарат для проецирования кинофильмов на экран. Основными элементами кинопроекционного аппарата являются: лентопротяжный механизм, обеспечивающий движение кинофильма; подающая и принимающая кассеты (при автоматическом процессе демонстрирования кинофильма вместо кассет могут применяться бесперемоточные устройства); осветительно-проекционная система для освещения экрана и проецирования изображения; устройства для звуковоспроизведения, электрического питания и управления работой аппарата.
Кинокопировальный аппарат аппарат для печатания изображения и фонограммы в кинофильме. По способу печатания различают кинокопировальные аппараты контактные (кинопленки во время экспонирования плотно прижимаются друг к другу) и оптические (копируемое изображение проецируется через оптическую систему на светочувствительный слой пленки). Оптические кинокопировальные аппараты, кроме копирования в масштабе 1: 1, позволяют переводить изображения с одного формата на другой.
Киноплёнка светочувствительный материал в виде тонкой гибкой ленты с перфорациями по краям, используемый при производстве (съёмке и печатании) фильмов.( см. оцифровка кинопленок 8мм)
Киностудия (от кино... и итал. studio - изучение; комната для занятий), предприятие по производству кинофильмов, сочетающее художественно-творческие и производственно-технические процессы.
Киносъёмка важнейший этап работы по созданию фильма, представляющий собой художественно-творческий и одновременно производственно-технический процесс, в котором участвуют основной состав съёмочной группы (актёры, операторы, художники, звукооператоры, их ассистенты и помощники, монтажёры, организаторы производства), а также работники цехов и отделов киностудии, под руководством режиссёра-постановщика. Киносъемка осуществляется при помощи киносъёмочного аппарата, а иногда и специальных приспособлений, операторского транспорта. В результате киносъемки и последующей лабораторной обработки киноплёнки получают серию негативных изображений последовательных фаз движения снимаемого объекта или изменения его состояния. В зависимости от условий, в которых проводится киносъемка, различают: павильонную (в специально оборудованных павильонах киностудии), выездную (в помещениях, расположенных вне киностудии) и киносъемку на натуре.
Кадровое окно прямоугольное отверстие в фильмовом канале киноаппарата, ограничивающее размер изображения на светочувствительном слое плёнки при съёмке или проекции. Размер и положение кадрового окна строго нормированы.
Ксеноновая газоразрядная лампа газоразрядный источник света, в котором электрическая энергия преобразуется в световую при горении дугового разряда в атмосфере ксенона. Характерные особенности этих ламп: непрерывный спектр излучения, близкий к солнечному; возрастающая вольтамперная характеристика, упрощающая условия питания и регулирования ламп; большой диапазон яркости и мощности; возможность как естественного, так и принудительного (водяного) охлаждения. Ксеноновая газоразрядная лампа представляет собой заполненную ксеноном кварцевую колбу с герметически встроенными электродами, между которыми горит электрическая дуга.

Линза (нем. Linse, от лат. lens - чечевица), прозрачное тело, ограниченное двумя поверхностями, преломляющими световые лучи; является одним из основных элементов оптических систем. Наиболее употребительны линзы, обе поверхности которых обладают общей осью симметрии, а из них - линзы со сферическими поверхностями, изготовление которых наиболее просто. Менее распространены линзы с двумя взаимно перпендикулярными плоскостями симметрии; их поверхности цилиндрические или тороидальные. Таковы линзы в очках, предписываемых при астигматизме глаза, линзы для анаморфотных насадок и т. д. Материалом для изготовления линзы чаще всего служит оптическое и органическое стекло.

Мальтийский механизм устройство для преобразования непрерывного вращения в прерывистое. Мальтийский механизм - одна из составных частей механических систем кинопроекционных аппаратов, в которых необходимы периодические остановки в движении для выдержки кадра во время проекции.

Обтюратор (франц. obturateur, от лат. obturo — закрываю) в киноаппарате, устройство для периодического перекрывания света, проходящего к кадровому окну киноаппарата, во время перемещения киноплёнки скачковым механизмом. Применяются вращающиеся - дисковые, конические и цилиндрические обтюраторы, а также шторные обтюраторы, совершающие возвратно-поступательное движение. Обтюраторы всех разновидностей имеют световые вырезы (секторные, прямоугольные и др. форм), через которые свет проходит к экспонируемому фотослою киноплёнки (в съёмочном киноаппарате) или к проецируемому кадру кинофильма (в проекционном киноаппарате). Угловой размер рабочей лопасти обтюратора выбирается таким, чтобы обтюратор перекрывал световые лучи в течение времени, необходимого для смены кадров. Частота вращения обтюратора должна соответствовать частоте киносъёмки или кинопроекции.
Относительное отверстие отношение диаметра действующего отверстия объектива к его фокусному расстоянию. Квадрат относительного отверстия определяет освещённость в плоскости изображения и часто называют светосилой объектива.

Платтер (англ. platter — жесткий диск) бесперемоточное устройство состоящее из трех, четырех или пяти горизонтальных дисков большой вместимости, управляемых электроникой, предназначенное для беспрерывного транспортирования кинофильмов на кинопроектор(ы), путем склейки (монтажа) и намотки всех частей кинофильма в один рулон ("началом" во внутрь рулона). При зарядке кинофильма начало вытягивается из середины (изнутри) рулона и через специальный модуль (который управляет скоростью размотки) и группу роликов поступает на кинопроектор. В процессе показа через группу роликов пленка поступает обратно на платтер и наматывается на свободный диск (опят же началом во внутрь). По окончании показа кинофильм снова готов к демонстрации - снимается сердечник, на который наматывался кинофильм и переставляется на свободный диск, а вместо сердечника устанавливается модуль подачи кинопленки.

Разрешающая способность (в оптике) Разрешающая способность (разрешающая сила) оптических приборов, характеризует способность этих приборов давать раздельные изображения двух близких друг к другу точек объекта. Наименьшее линейное или угловое расстояние между двумя точками, начиная с которого их изображения сливаются, называется линейным или угловым пределом разрешения. Обратная ему величина обычно служит количественной мерой разрешающей способности.
Ракодр ракорд (франц. raccord, буквально — присоединение, стык) зарядный (заправочный) участок киноплёнки (фильмокопии или её части). Ракорд кинофильмов подразделяют на защитные и т. н. стандартные. Защитный ракорд служит для защиты начала и конца каждой части кинофильма от повреждений и обрывов. Он представляет собой отрезок чистой, неповрежденной киноплёнки длиной 100-150 см, подклеенный к стандартному ракорду. У стандартного ракорда имеются опознавательный, зарядный и переходный участки. На опознавательном участке указывают название фильма, номер его части, помечают начало или конец части, приводят производственно-технические сведения; на зарядном - делают отметки, необходимые для правильной зарядки фильма в кадровое окно и звуковую часть кинопроектора; на переходном - ставят знаки, обеспечивающие согласованный переход с одного кинопроектора на другой при непрерывной демонстрации фильма.
Ридер (от англ. reader - читающее устройство)

Скачковый механизм устройства в киносъёмочной, кинопроекционной и кинокопировальной аппаратуре, осуществляющие периодическое прерывистое перемещение киноленты в фильмовом канале в процессе съёмки, печати и проекции фильмов. Распространены скачковые механизмы двух разновидностей: мальтийский механизм и грейферный механизм. В мальтийском механизме на валу креста устанавливается зубчатый барабан, перемещающий киноленту. Грейферный механизм содержит лентопротяжный зуб (зубья), который совершает движение по замкнутой траектории так, что на некотором её участке он входит в перфорацию и сообщает движение киноленте, а на остальной её части находится вне перфорации; движение зубьям сообщается при помощи кулачковых, кривошипных, кривошипно-кулисных и т. п. механизмов.

Тест-фильм (от англ. test - испытание и фильм), контрольный фильм, предназначенный для испытания и регулировки кинокопировальных аппаратов и кинопроекционных аппаратов при их изготовлении, эксплуатации, контроле и ремонте. Тест-фильм содержат кадры с изображением испытательных таблиц, штриховых и радиальных мир, а также контрольные фонограммы. С помощью тест-фильма контролируют резкость и устойчивость изображения при печати фильмокопий контактным и оптическим способами; определяют положение проецируемого изображения по отношению к экрану, его увеличение и резкость, а также динамические качества и разрешающую способность кинопроекционной аппаратуры; находят значения амплитуды колебаний скорости продвижения киноплёнки в фильмовом канале, коэффициент усиления звуковых каналов и др. светотехнических, звукотехнических и механических показателей, характеризующих качество работы киноаппаратуры.

Фильмостат (от фильм и греч. statos – стоящий, неподвижный) металлический шкаф для хранения рулонов (роликов) фильмов. Для того чтобы при длительном хранении киноплёнка не утрачивала своих физико-механических свойств, внутренний объём фильмостата защищают от внешних температурных воздействий и поддерживают в нём определённые влажность (65–80%) и химический состав атмосферы. С этой целью стенки и перегородки фильмостата дополняют слоем теплоизоляционного материала, его дверцы уплотняют резиновой прокладкой, а внутри фильмостата помещают открытый сосуд с т. н. гигростатной жидкостью (например, такого состава: 15 ч. ацетона, 25 – глицерина и 60 – воды). Пары жидкости, проникая сквозь специальные отверстия в перегородках, увлажняют киноплёнку, поддерживают (а в ряде случаев и восстанавливают) её эластичность, предохраняют от усадки и т.п. Для обеспечения свободного доступа паров гигростатной жидкости ко всем участкам кинопленки намотка последней не должна быть плотной.
Фильм (кинофильм) (от англ. film – плёнка), совокупность фотографических изображений (кадров), последовательно расположенных на плёнке, связанных единым сюжетом и предназначенных для воспроизведения на экране.
Фильмокопия позитивное изображение на киноплёнке, полученное печатью с негатива фильма, контратипа (см. Контратипирование) или обращенного позитива либо перенесением на киноплёнку информации о записанных изображении и звуке; предназначается для показа в кинотеатрах и клубах, по телевидению и т.п. Фильмокопи изготовляют на киноплёнке шириной 70, 35, 16 и 8 мм. В случае, когда фильм предназначен для аудитории, говорящей на языке, отличающемся от языка оригинала фильма, фильмокопия имеет дублированную на соответствующий язык фонограмму или субтитры (надписи в кадре изображения). Обычно фильмокопия состоит из нескольких рулонов (частей фильма), начинающихся и заканчивающихся ракордами, которые имеют специальные отметки или металлические наклейки; последние позволяют осуществлять пуск и остановку кинопроекционных аппаратов (замыканием или размыканием соответствующих электрических цепей) при непрерывной демонстрации фильма. Фильмокопию покрывают защитными покрытиями, увеличивающими её износостойкость. Качество фильмокопии нормируется по резкости и плотности изображения, цвету и др. характеристикам, определяющим условия восприятия фильма при его просмотре. Выпуск фильмокопий осуществляется на кинокопировальных предприятиях.

 

Наш адрес: Москва, ул.Красная Пресня, д.№44
тел: +7 (903) 589-27-07
©2001-2015 Kinoplenki.net - оцифровка кинопленок на DVD